среда, 21 января 2009 г.

3. СССР США Экономические отношения 1917 1933

86
Наши коммерческие организации. Аркос находится в анабиозе. Шерман сейчас в Москве, куда он отправился для того, чтобы выяснить дальнейшее положение отделения. Работы для того, чтобы оправдать полностью свой аппарат, сейчас у отделения нет. Перед отъездом своим Шерман беседовал со мной по вопросу о том, чего именно ему следует добиваться. Я указал ему, что основным остается вопрос об установлении непосредственных деловых сношений между Москвой и Соединенными Штатами. Если работа будет идти через Лондон, то несомненно она не будет носить регулярного характера и не сможет быть поставлена на надлежащую высоту. По существу это то же, о чем я писал Вам в одном из своих первых писем.
Продэкско употребляет все усилия к тому, чтобы раздобыть какие-либо суммы для своих операций. Они заключили договор с группой купцов из "Ист Сайда" (еврейский центр Нью-Йорка), по которому эта группа предоставляет Продэкско в течение года 500 тыс. долл. для экспортно-импортных операций с Россией с тем, чтобы прибыли по этим операциям делились пополам. Если операции пойдут успешно, то группа увеличит свой капитал в течение того же срока.
Я не возражал против этого договора, так как считаю, что это единственный путь, по которому может идти Продэкско, не располагая совершенно какими бы то ни было своими деньгами. С другой стороны этот договор ничем по существу не отличается, скажем, от нашего договора с Давой-Бритополь с той только разницей, что по этому договору нам пришлось непосредственно иметь дело с этой публикой, тогда как в случае с Продэкско мы формально не принимаем на себя никакой ответственности за то, что имеем дело с подобными господами.
Я прилагаю при сем копию соглашения7*, какое подписало Продэкско с группой нью-йоркских купцов, из коего видно, что эта группа нигде самостоятельно не выступает. Действует исключительно Продекско, имея при себе представителя группы для апробации цен и иных технических условий, на каких Продекско будет производить операции. Эта группа интересуется главным образом мехами.
Продэкско собирается также подписать и другой договор с фирмами, заинтересованными в кишках, на аналогичных условиях (финансирование, за что уплачивается 50% чистой прибыли).
Я нахожусь в состоянии некоторой нерешительности, так как не знаю еще, какое решение Вы считаете необходимым предпринять по поводу дальнейшего существования Продэкско.
Считаю необходимым создание здесь нашей коммерческой организации, которая бы стояла в непосредственной связи с Москвой. Никакой опасности я для этого не вижу и не вижу затруднений, какие нельзя было бы преодолеть на пути к осуществлению. Такую организацию нужно инкорпорировать здесь, снабдить ее делами и небольшими деньгами и дать ей постепенно развернуться, сосредоточивая в ней все
87
американские коммерческие пеля ппв и,„ самостоятельное существование зяесь Г ТЭКОИ 0P™3a4™
экско не целесообразно в? Д СЬ ЛОНДОНСКОГО отделения и Прод-
С коммунистическим приветом И.Хургин ргЛЭ.Ф.413.Оп.2.Д.1684Л.126-120. Подлинник.
Письмо в деле отсутствует. 2* Так в документе.
Опущена характеристика президента США Кулиджа и внутриполитической ситуации в Америке.
4* Политическая неприспособленность к размаху и мощи местного капитала (примеч. документа).
5* Не публикуется, см.: РГАЭ.Ф.413.Оп.2.Д.1684Л.109-90об. 6 Опущен тест о развитии рабочего движения в США. 7* Не публикуется, см.: РГАЭ.Ф.4!З.Оп.2.Д.1284Л.117-114. s Далее опущены разделы "Доброфлот"-56 и "Мои запросы".
№42
Письмо о целесообразности сосредоточения в Амторге функций представительства в США всех хозяйственных органов СССР
20 февраля 1924 г.
Уважаемый Леонид Борисович. Вопрос о самостоятельных действиях наших хозорганов в Соединенных Штатах, в связи с материалами, какие я Вам своевременно сообщал и особенно в связи с открытием там отделения Всероссийского текстильного синдиката, приобретает некоторую остроту, нуждается в скорейшем правильном решении.
1. Самостоятельные действия хозорганов в Соединенных Штатах, где у нас нет формального представительства, представляют из себя фактический прорыв монополии внешней торговли. Получается нечто вроде премии за непризнание. Порядки, недопустимые в стране, где мы признаны (инкорпорирование самостоятельного общества, отсутствие контроля со стороны Наркомвнешторга и проч.) оказываются узаконенными в стране, где нас не признают. Какие, собственно, неудобства испытывают хлопковые фирмы в Соединенных Штатах от того, что нас не признали там, и что кроме установления советского контроля за их операциями можно пообещать в случае признания. Здесь явно перейдена та грань, до которой можно идти.
2. Представительства хозорганов в Соединенных Штатах, по вполне понятным причинам, руководятся американскими (или, в лучшем случае, американизованными) гражданами. Даже при всем их добром желании они не знают наших экономических условий и порядков и понятия не имеют о том, как и в чем состоит защита и соблюдение экономического фронта за границей. Кроме того, эти американцы великолепно улавливают не изжитую оппозиционность аппаратов хозорганов к Наркомвнешторгу и обычно просто плюют на контроль и
88
попытки его осуществления. При таких условиях отсутствие формального представительства обращается в наличие полной бесконтрольности. Наркомвнешторг никакой ответственности на себя принять не может, ибо не располагает никакими реальными мерами воздействия. Ему остается по всякому, даже мелкому случаю обращаться к содействию правления хозоргана в СССР через Наркомвнешторг, что кроме волокиты и некоторого увеличения накладных расходов по части телеграфной переписки ничего дать не может. Свежий пример: телеграмма за Вашей подписью о перевозках, по имеющимся у меня сведениям, никаких результатов не дала.
3. Наконец, следует считаться и с тем, что инкорпорированные нашими хозорганами под своею фирмою и с публичным сосредоточением у себя акций своих отделений в Соединенных Штатах может привести и к наложению ареста на имущество. Такой скандал ни формально, ни фактически не исключен.
Правильным выходом я считаю:
1. Сосредоточить по возможности все представительства хозорганов в руках торгового предприятия Наркомвнешторга в Соединенных Штатах. Если мы, в силу нашей экономической слабости, вынуждены завязывать торговые связи с Америкой при отсутствии признания, то их надо вести только через одну дверь. Неудобства от этого будут испытывать, и должны, только американцы.
2. Пересмотреть список тех хозорганов, какие имеют там свои самостоятельные представительства.
3. Те хозорганы, коим разрешено будет иметь свои представительства, снабжают уполномоченного Наркомвнешторга (по должности) всеми полномочиями в целях действительного контроля и согласования действий.
Вне пунктов 1 и 3 я не видел для Наркомвнешторга смысла иметь своего представителя в Соединенных Штатах (напротив того, его наличие давало бы еще формальное оправдание для действий хозорганов), а для уполномоченного Наркомвнешторга — возможности принять на себя ответственность за выполнение возлагаемых на него обязанностей.
С коммунистическим приветом И.Хургин
РГАЭ.Ф.413.0п.2.Д.1258Л.б6-66об. Подлинник.
№43
Декрет СНК СССР об учреждении Главного концессионного комитета при СНК СССР
21 августа 1923 г.
В отмену декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 8 марта 1923 г. (СУ. 1923. № 20. Ст. 246), Совет Народных Комиссаров постановляет:
89
1. Учредить при Совнаркоме СССР Главный концессионный комитет.
2. Главный концессионный комитет состоит из председателя и членов, персонально назначаемых Совнаркомом СССР.
3. К ведению Главного концессионного комитета относятся:
а) общее руководство всем делом привлечения и допущения иностранного капитала и промышленности к торговой и иной хозяйственной деятельности на территории СССР;
б) ведение и руководство переговорами о заключении всякого рода концессионных и иных допускающих изъятие из общих законов договоров;
в) рассмотрение при участии представителей заинтересованных ведомств всех проектов концессионных договоров, разработанных согласно настоящему положению, в том числе и проектов концессионных договоров на коммунальные предприятия, представляемых в Главный концессионный комитет на основании декрета Совнаркома от 12 апреля 1923 г. (СУ. 1923. № 31. Ст. 344);
г) рассмотрение при участии Комиссии по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны: 1) проектов уставов акционерных обществ, в учреждении коих принимает участие иностранный капитал; 2) проектов уставов акционерных обществ, имеющих в основе концессионный договор или содержащих изъятие из общих законов; 3) ходатайств иностранных акционерных обществ, товариществ и проч. о допущении их к операциям на территории СССР;
д) представление на утверждение Совнаркома СССР проектов концессионных договоров, а также указанных в п."г" уставов акционерных обществ и проектов постановлений о допущении к операциям иностранных фирм.
Примечание 1. Постановления Главного концессионного комитета о допущении иностранных фирм к торговым операциям в СССР являются окончательными и представлению на утверждение в Совнарком не подлежат, если они были приняты по соглашению Главного концессионного комитета с Комиссией по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны и Народным комиссариатом внешней торговли СССР.
Примечание 2. Также окончательными и не подлежащими представлению на утверждение Совнаркома являются относящиеся к ведению Главного концессионного комитета постановления последнего о допущении иностранного большого и малого каботажа* в СССР, если они были приняты по соглашению Главного концессионного комитета с Народным комиссариатом путей сообщения СССР и Народным комиссариатом внешней торговли;
е) контроль над соответствующими ведомствами в области наблюдения ими за исполнением обязательств по заключенным концессионным договорам;
ж) требование от всех учреждений, к ведению которых будут относиться договоры, представления всех необходимых сведений, а также принятия мер к устранению тормозящих осуществление договоров причин и возбуждение через соответствующие органы вопросов о 90 расторжении договоров при обнаружении нарушения последних концессионерами.
4. На Главный концессионный комитет возлагается обязанность привлекать к рассмотрению проектов концессионных договоров представителей заинтересованных ведомств.
5. При советах народных комиссаров союзных республик образуются концессионные комиссии, персональный состав которых определяется соответствующими советами народных комиссаров по соглашению с Главным концессионным комитетом СССР.
6. Концессионные комиссии союзных республик, как и концессионные комиссии при отдельных народных комиссариатах СССР, действуют исключительно на основании издаваемых Главным концессионным комитетом директив, инструкций и распоряжений.
7. Концессионные комиссии, указанные выше, в ст. 5 и 6, направляют в Главный концессионный комитет все протоколы своих заседаний, периодические отчеты по ведущимся ими концессионным делам и переговорам и сводки поступающих к ним и разрабатывающихся ими предложений с препровождением всех материалов.
8. С разрешения Главного концессионного комитета концессионным комиссиям предоставляется право подписания предварительных проектов концессионных договоров; окончательное же утверждение договоров производится Совнаркомом СССР.
9. Главный концессионный комитет имеет право изъять ведение переговоров с концессионерами от отдельных концессионных комиссий.
10. Ни одно учреждение не имеет права вести переговоры о предоставлении концессии без специального на то разрешения Главного концессионного комитета.
11. Местные исполнительные комитеты могут вести переговоры о концессиях на коммунальные предприятия в пределах декрета от 12 апреля 1923 г. (СУ. 1923. № 31. Ст. 344).
12. Для непосредственных переговоров за границей с иностранными соискателями концессий и для предварительной разработки проектов концессионных договоров, а равно и для исполнения заграничных поручений Главного концессионного комитета по концессионным делам Главному концессионному комитету предоставляется право учреждать при торговых представительствах СССР за границей, в качестве непосредственно ему подведомственных органов, концессионные комиссии, действующие на основании особого положения о них, утверждаемого
Совнаркомом СССР.
13. Утвержденные Совнаркомом СССР концессионные договоры подписываются от имени правительства народным комиссаром, в ведении которого данное предприятие находится, и скрепляются народным комиссаром иностранных дел, за исключением случаев, когда Совнарком СССР особо уполномочивает на подписание договора определенных лиц.
14. Подлинные договоры, подписанные уполномоченными на то постановлением Совнаркома СССР лицами и концессионерами, хранятся в управлении делами Совнаркома, копии договоров, надлежащим
91
образом заверенные, направляются в Главный концессионный комитет для препровождения их народным комиссарам, договор подписавшим, и народному комиссару финансов, а также для выдачи таковых концессионерам и для хранения при делах Главного концессионного комитета.
15. Ведение концессионных договоров лицами, не уполномоченными на то, согласно настоящего положения, карается по ст. 110 Уголовного кодекса.
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров Л.Каменев Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Н.Горбунов Секретарь Совета Народных Комиссаров Л.Фотиева
СУ РСФСР. 1923. № 96. Ст. 952.
Каботаж — судоходство между портами одной страны; различают большой каботаж (между портами разных морей) и малый каботаж (между портами одного или двух смежных морей).
№44
Из журнала заседания бюро Наркомфина СССР по подготовке финансовых материалов для расчетов по мирным договорам о задолженности СССР Соединенным Штатам Америки *
15 января 1924 г. Секретно.
Присутствовали: зам. председателя Л. А. Лунц, секретарь Н.А. Падейский, члены: А.Э. Вормс, Л.С. Эльяссон, М. А. Плоткин; от Госкредита: И.И. Чубаков, М.И. Герасимов, А.Г.Орлов, Н.Л. Силин, С. Я. Ниронов; председатель Р[усско]-у[краинской] делегации] [смешанной российско-украинско-польской расчетной комиссии] М. Я. Пергамент.
II. [Слушали:] Был заслушан доклад А. Э. Вормса "Задолженность Америке"2* (дополнение к его докладу, заслушанному бюро 7 декабря 1923 г.3*, журнал №13 (149).
Основные положения докладчика, приложенные к сему журналу4*, сводятся к следующему:
1. Довоенная задолженность России Соединенным Штатам Северной Америки была ничтожной. Точная цифра ее не может быть установлена, все же ежегодный платеж процентов по этому долгу достигал 10 тыс. долл. в год, следовательно, капитальный долг равнялся приблизительно 500 тыс. руб. зол. Кроме того, во владении американских страховых обществ "Нью-Йорк" и "Эквитэбл" находились русские государственные займы на сумму до 1 млн руб. (в отношении последней суммы необходимо учесть, что ценность рубля, естественно, упала).
92
2. Военная задолженность России Америке резко распадается на два периода: до вступления в войну СШСА и после этого.
3. До вступления в войну СШСА Россия заключила в Америке несколько краткосрочных займов у отдельных банков и у консорциума банков. Часть этих займов была впоследствии погашена из сумм, предоставленных Англией, и не оплаченными остались только три займа, заключенные:
а) в апреле 1915 г. на сумму 10,2 млн долл., причем после двух пересрочек сумма долга возросла до 11 млн;
б) в июне 1916 г. на сумму 50 млн долл.;
в) в декабре 1916 г. на сумму 25 млн долл.
Таким образом, общая непогашенная задолженность частным банкам достигала суммы 86 млн долл. На нее начислялись частью 5,5, а частью 6% годовых, и ныне общая сумма долга возросла примерно до 100 млн долл., или 200 млн руб.
4. Вступив в войну, правительство СШСА открыло России кредит на сумму до 450 млн долл.
Из них до 15 ноября 1917 г. было использовано 187 729 750 долл., которые были затрачены, главным образом, на авансы и на оплату по заказам на военные нужды, сделанным русским правительством в СШСА.
5. Вся задолженность русского правительства по заказам непосредственно частным фирмам в СШСА была полностью ликвидирована к 1 января 1920 г. частью из указанных выше сумм, а частью путем продажи, иногда по более высоким ценам, полученных по этим заказам материалов, как то: рельс[ов], военного снаряжения и т. п.
6. В издании "Лиги наций " Societe des nations Memarandum sur les Finances Publiques 1922. Geneve. 1923. p. 64. — Russie: Dettes, contractees par la Russie et dont les titres sont detenus par les Etats-Unis (en Millions de dollars):
1. Credits accordes conformement aux "Liberty' bond Acts" -187.729,757
2. Credits au compte "Vente dexcedent de materiel de guerre" - 406,1
3. Credits de secours - 44 65,4 Total en capital- 192 601,2
Interets capitalises an 15 novembre 1922 — 39 712,7 Total — capital et interets - 232 313,95*.
Возникновение этих долгов относится, первого — к 8 августа 1918 г., а второго — к 1 июля 1919 г. Оба эти кредита оказаны Временному правительству, каковым во второй половине 1919 г. могло именовать себя только правительство адмирала Колчака в Сибири. Следовательно, оба эти кредита ни в коем случае не подлежат оплате советским правительством как предоставленные организации, находившейся с ним в вооруженной борьбе.
7. Таким образом, общая сумма долга Советской России правительству СШСА ограничивается суммой 187 729 750 долл. с начисленными на нее процентами.
Никаких других долгов, например по заказам, более не имеется, за
93
исключением лишь упомянутой выше суммы в 86 млн долл. отдельным банкам.
8. Размер убытков, причиненных гражданам СШСА применением к ним национализации и конфискации их имущества, не поддается точному подсчету. Надлежит, однако, иметь в виду: а) что не все американские предприятия в России были национализированы (например, не был национализирован завод Международного общества жатвенных машин), но, с другой стороны, б) что значительное количество американских товаров было конфисковано в Сибири после занятия ее Красной Армией в 1920 г.
9. К числу контрпретензий России, поддающихся точному учету, следует отнести:
а) суммы, выданные из означенных выше кредитов на оплату расходов представителей боровшихся с советской властью правительств (Колчака и Деникина);
б) стоимость военного снаряжения, оплаченного из означенного выше кредита, но отправленного правительством СШСА тем же правительствам, боровшимся с советским правительством, говоря иначе, стоимость всего отправленного из Америки в Россию после ноября 1917 г. (то есть, вероятно, большей части заказов).
Размеры этих сумм могут быть точно установлены путем проверки счетов и сроков отправки означенного имущества из портов Америки.
10. При расчетах с страховыми обществами "Нью-Йорк" и "Эквитэбль" надлежит иметь в виду, что они отказывают русским страхователям в оплате страховых сумм, ссылаясь на конфискацию их капиталов, депонированных в Россию. В случае возмещения им таковых следует оговорить исполнение этими страховыми обществами своих обязательств перед русскими страхователями.
По заслушании доклада председательствующий Л. А. Лунц отметил, что настоящее сообщение А. Э. Вормса рассеяло те недоразумения, которые ввиду недостатка данных остались у бюро при первом рассмотрении этого вопроса. Однако в докладе нет упоминания о кредите на покупку финляндской валюты, каковое обязательство заставляет предполагать, что кредит этот был погашен. (Докладчик высказывает те же предположения.)
Что касается 187 729 750 долл. (п. 4 доклада), то эти суммы, очевидно, не были использованы ни Временным, ни Советским правительством. Представляется поэтому интересным знать, возможно ли эту сумму не считать нашим долгом Америке. Практически такая постановка вопроса важна в смысле выяснения, на кого в данном случае должна пасть one proband6*.
По последнему вопросу М. Я. Пергамент, А. Э. Вормс и Л. С. Эль-яссон высказались в том смысле, что сумма в 187 729 750 долл. является несомненным нашим долгом. На эту сумму нами закуплены были определенные предметы, но закупленным распорядились не мы, и это дает нам право на предъявление соответствующей контрпретензии, которую можно доказать по справкам в Америке ссылкой на сроки и адреса отправок подлежащих грузов.
В отношении страховых обществ (п. 10 доклада) М. Я. Пергамент, Л.С. Эльяссон и другие члены бюро присоединились к мнению докладчика, что поименованные в докладе иностранные страховые общества не вправе отказывать в выплате своим клиентам страхового вознаграждения на том основании, что советское правительство конфисковало их суммы, находившиеся в России в качестве обеспечения. Страховые общества, вступая в договорные отношения со своими клиентами, обязывались платить вовсе не из сумм, которые русское правительство потребовало от них в качестве обеспечения правильной их деятельности, с другой стороны, и клиенты доверяли не этому фонду, а обществу в целом, всему его капиталу.
Но позиция наша в изложенном вопросе значительно ослабляется фактом конфискации указанных выше фондов. Однако, с точки зрения защиты интересов наших граждан, мы могли бы в данном случае указать, что конфискация сравнительно весьма небольших фондов страховых обществ, находившихся в России в качестве обеспечения, имела в виду лишь прекращение деятельности этих обществ, в связи с общим направлением политики советской власти и отнюдь не предполагала обогатить страховые общества и поставить наших граждан в положение, худшее по сравнению с иностранцами. Общая сумма требований русских клиентов американских страховых обществ определяется в 75 млн руб. зол., каковую сумму мы могли бы затребовать от Америки при взаимных расчетах. Фонд обеспечения в указанную сумму не входит.
М. И. Герасимов обратил внимание, что у нас не имеется сведений о сумме, на которую был распространен в Америке Заем свободы. Эти суммы также составят предмет требования к нам со стороны американцев.
Постановили: Признать, что основной суммой нашего долга Америке является сумма неиспользованного нами до 15 ноября 1917 г. американского кредита в 187 729 750 долл., которые были затрачены главным образом на авансы и оплату по заказам на военное снаряжение и снабжение, сделанным русским правительством в СШСА. Эта основная сумма нашего долга Америке подлежит корректированию на основании бухгалтерской обработки нижеследующих данных:
а) суммы русских заказов, переданных Америкой белым правительствам. Эти данные возможно получить из архива бывшего русского посла в Америке Бахметьева, а также непосредственно от американского правительства, когда будут идти переговоры с ним. До этого времени на основании архива Главзаграна следовало бы попытаться выяснить размеры наших военных заказов в Америке и то их количество, которое нами было получено;
б) суммы страховых обеспечений, подлежащих уплате русским клиентам американских страховых обществ. Этот вопрос следует обсудить совместно в Госстрахом и страховой секций Института экономических исследований Наркомфина;
в) суммы конфискованных в России капиталов американских
95
94
страховых обществ. Сведения об этих суммах можно получить из двух последних отчетов указанных обществ, действовавших в России;
г) суммы убытков от национализации имущества американских граждан в Сибири и других местах России после перехода этих мест к советской власти. Эти суммы подлежат выяснению и уточнению; Америка их определяет в 60 млн долл.;
д) суммы размещенного в Америке Займа свободы, каковую сумму возможно было бы определить по данным бывшей кредитной канцелярии и Государственного контроля.
Председатель Лунц Секретарь Падейский
На подлинном экземпляре имеется резолюция председателя бюро т. Любимова Н. Н.: "Пошлите 1 экз. в НКИД. Укажите на ориентированное значение этих данных. Подчеркните активность Америки в поддержании интервенции в Сибири. 12 февраля. Н. Любимов".
РГАЭ. Ф 7733. On. 37. Д. 1690. Л. 4-6 об. Заверенная копия.
Опущены организационные вопросы работы бюро. 2* Не публикуется, см.: РГАЭ.Ф.7733.0п.37. Д.1690Л.7-139.
Доклад от 7 декабря 1923 г. не обнаружен. Журнал заседания бюро от 7 декабря 1923
г. содержание доклада не отражает(см.: РГАЭ.Ф.7733.Оп.З/'Д.1690Л.2-3). 4* Основные положения целиком изложены в настоящем журнале (примеч. документа). ^" Лига Наций. Меморандум о финансах по состоянию на 1922 г. Женева, 1923. С. 64. -
Россия: Долги, сделанные Россией и обеспеченные ценными бумагами Соединенных
Штатов (в млн долл.):
1. Кредиты, отпущенные под "Заем свободы" — 187 729,7.
2. Кредиты для расчета по "Закупкам излишков военных материалов" — 406,1
3. Кредиты помощи — 4 465,4 Всего на сумму — 192 604,2
Капитализированные проценты на 15 ноября 1922 г. — 39 712,7 Всего : общая сумма + проценты — 232.313,9 (пер. с франц. Е.Ю.Сергеева). 6* Перевод выражения и язык оригинала установить не удалось.
№45
Из справки к заседанию СТО СССР от 11 апреля 1924 г. о разрешении Всероссийскому текстильному синдикату внепланового ввоза американского хлопка*
10 апреля 1924 г. Совершенно секретно.
Пункт 5.
Комвнуторг и ВСНХ входят в СТО с предложением о разрешении Всероссийскому текстильному синдикату внепланового ввоза 300 тыс. пуд. американского хлопка.
Срочность означенной меры, по их мнению, диктуется следующими соображениями:
Последние сообщения персидских отделений Всероссийского текстильного синдиката указывают на значительное улучшение перспектив торговли нашей мануфактурой в Северной Персии, причем имеющиеся на местах запасы являются явно недостаточными и на очереди стоит вопрос о срочном подкреплении отделений ходовыми сезонными тканями и особенно ситцем. Помимо этого замечается усиленный интерес к сделкам с нами со стороны приезжающих в Москву персидских купцов, из которых некоторые выражают желание заключить с Текстильным синдикатом твердые договоры на продажу товаров в течение ряда месяцев.
Персидский рынок является требовательным в отношении ассортимента, требуя не менее 60-70% ситца, в то время как производственная программа текстильных трестов предусматривает выработку ситца не более 25%. Таким образом, единственным выходом из положения является дача трестам специальных заданий сверх программы на выработку специального восточного ассортимента, что может быть выполнено лишь при условии предоставления для этой цели определенного количества американского хлопка сверх разрешенного к ввозу планового хлопка.
Исходя их этого, они предлагают утвердить следующий проект постановления:
"В развитие и дополнение к постановлению от 28 сентября 1923 г.58 о премировании экспорта хлопчатобумажных тканей в Персию СТО СССР постановляет:
1. Разрешить ВСНХ увеличить производственную программу текстильной промышленности на 300 тыс. пуд. американского хлопка в год специально для выработки изделий, идущих на восточный рынок.
2. Разрешить Всероссийскому текстильному синдикату в счет указанной в п.1 нормы ввезти немедленно согласно его расчету на 2 месяца работы 50 тыс. пуд. американского хлопка.
3. Дальнейший ввоз хлопка производится Всероссийским текстильным синдикатом с разрешения ВСНХ и Комвнуторга по представлении отчетных данных о результатах использования первой партии хлопка в 50 тыс. пуд.
4. Распределение хлопка, ввозимого на основании настоящего постановления, производит Всероссийский текстильный синдикат с утверждения ВСНХ в установленном порядке."
Наркомвнешторг, исходя из лицензий, выданных по хлопку с 1 октября 1923 г. по 2 апреля сего года в размере всего лишь около 2,2 млн пуд., считает, что в данное время не только не приходится говорить об увеличении установленного контингента в 4 млн пуд., а наоборот, таковой к 1 октября сего года фактически не сможет быть полностью использован.
Таким образом, вполне очевидно, что тот хлопок, который необходим для изготовления экспортных тканей, по мнению Наркомвнеш-торга, с избытком укладывается в рамки установленного на него контингента в 4 млн пуд. и к его расширению никаких реальных предпо
4 Россия и США
97
96
сылок нет и в текущем бюджетном году. Загружать же импортный план цифрами нереальными нецелесообразно, так как таковое обременительно отражается на балансе внешней торговли. Со стороны Наркомфина возражений не имеется.
РГАЭ.Ф.413.0п.2.Д.И71. Л. 58-59.Копия.
Опущены п.1-4,6,7 справки о текстильной промышленности, заказах НКПС и положении каменноугольных районов.
№46
Докладная записка заведующего подотделом госземимуществ управления уполномоченного Наркомзема РСФСР на юго-востоке России МЛ.Звонарева уполномоченному Наркомзема о произведенном обследовании коммуны "Калифорния" в Донской области59
Не ранее 19 апреля 1924 г.* Согласно данному мне управлением уполномоченного Наркомзема поручению от 20 марта сего года мною было произведено обследование коммуны "Калифорния" на участке в Западном коннозаводстве Сальского окр. Донской обл., а затем ввиду выезда коммуны на новый участок почти полностью со всем имуществом мною произведено обследование коммуны и вновь предоставляемого ей участка в Ростовском окр. Донской обл. (бывший совхоз агроотдела Северо-Кавказского облпотребсоюза из бывших частновладельческих участков Чуркеса2* и др.).
Так как из всей предполагаемой комиссии на участок прибыли лишь я и представитель Донского облземотдела Волков, то акт обследования составлен от имени комиссии в составе: представителя уполномоченного Наркомзема, представителя Донского облземотдела и председателя коммуны "Калифорния", в присутствии одного из выбывших членов коммуны и организатора товарищества "Звезда".
В момент обследования на бывшем в пользовании коммуны "Калифорния" участке № 38 Западного коннозаводства из основного ядра коммуны осталось два члена коммуны для окарауливания3* еще не перевезенного на новый участок имущества: 900 пуд. пшеницы, 800 пуд. овса, 250 пуд. ячменя и 600 пуд. проса. Все остальное имущество коммуны, инвентарь и продукты уже были перевезены на новый участок в совхоз "Чуркеса".
На участке № 38 в Западном коннозаводстве коммуной оставлено засеянных озимой пшеницей 70 дес, порядок использования которой еще не выяснен. Охрана посева передается соседней коммуне "Сеятель".
В момент переезда коммуны "Калифорния" на новый участок из ее состава выбыли три семьи: Горбачева, Соврасова и Лукашенко,
98
которые временно оставались на участке и совместно с 4 семьями из Ставропольской губ. организовали кооперативное товарищество "Звезда". Устав товарищества "Звезда" зарегистрирован, но место землепользования еще не выяснено, так как участок, бывший в пользовании коммуны "Калифорния", вошел в состав коневодческого массива и уже по соглашению с центром сдан по договору вместе с участком № 37 коневодческому товариществу "Красный Донконь".
Причины ухода этой группы из коммуны "Калифорния", главным образом, состоят в том, что эти члены не могли ужиться с коммунальным режимом и у всех подобных членов имеется определенная тяга создать свои индивидуальные хозяйства. Кооперативное товарищество "Звезда" ими организовано лишь для формы, дабы иметь преимущественное право на получение в аренду участка, но вести хозяйство они безусловно предполагают подобно всем без исключения кооперативным товариществам Западного коннозаводства на индивидуальных началах.
Указанные три семьи выбыли из состава коммуны в порядке устава коммуны и согласно же устава при выходе удовлетворены продуктами, деньгами за исключением гр. Горбачева, расчет с которым будет произведен после составления годового баланса и отчета коммуны (см. акт4*). Ядро коммуны с ее коммунальным, в соответствии с уставом коммуны, режимом сохранилось и вместе со всем инвентарем коммуны и коммунальным имуществом перешло на новый участок в Ростовский окр., бывший совхоз "Чуркеса".
Произведенное мною лично обследование коммуны "Калифорния" и нового участка, предоставленного в их пользование, установило следующее: первая группа коммуны "Калифорния" прибыла в Россию из Америки из г. Сан-Франциско и Ванкувера в сентябре месяце 1923 г. в составе 25 душ. Коммуна заняла предоставленный ей по договору от ... за № ...5* участок за № 38 в Западном коннозаводстве Сальского окр. Донской обл. близ ст. Целина Владикавказской железной дороги.
В декабре 1922 г. из коммуны "Калифорния" выделилась группа в 16 чел. и, образовав коммуну "Америка", переселилась в Кубано-Чер-номорскую обл., где ими был заарендован совхоз в Армавирском отделе (бывшее имение Озеровой). Выделившаяся группа, образовавшая коммуну "Америка", состояла из одиночек-рабочих из г. Ванкувера, которые не могли ужиться на неудачно выбранном для поселения коммуны участке ввиду того, что на участке мало жилых помещений, очень плохая вода, близость заболоченной речки Егорлык породила массовое заболевание малярией и кроме того участок мало пригоден для широкого развития зернового хозяйства (солонцы) и очень удален от станции железной дороги, при полном отсутствии устроенных грунтовых дорог.
В настоящее время коммуна "Америка" распалась и члены ее распылились6* по союзу республики и только незначительная часть вернулась в Америку.
Вторая группа членов коммуны "Калифорния" прибыла из Сан-Франциско в Россию в марте месяце 1923 г. в составе 39 душ, и третья группа прибыла в августе в составе 4 душ.
Кроме того в коммуну принята одна семья в составе 3 душ из граждан РСФСР в марте 1923 г., а также в состав коммуны вошли жены тех членов коммуны, кои женились в России, всего в количестве 3 душ. Таким образом, в коммуне "Калифорния" с сентября 1922 г. до перевода на новый участок состояло всего 75 душ.
Из этого общего количества выбыло разновременно:
1. 16 душ рабочих из г. Ванкувера, образовавших коммуну "Америка".
2. Два человека духоборов7* присоединились к переселенцам духоборам , проживающим по соседству с коммуной в Западном коннозаводстве.
Причины ухода — религиозные убеждения (отказ питаться мясом животных).
3. Одна семья в составе 4 душ молоканина Богданова использовала коммуну лишь для переезда из Америки в Россию и по приезде тотчас же присоединилась к проживающим по соседству в Западном коннозаводстве молоканам-переселенцам из бывшей Карской обл.
4. Одна семья в числе 5 душ молоканина Лоскутова также в мае 1924 г. выбыла к молоканам-переселенцам; эта семья ныне — совместно с группой молокан-иммигрантов: Агопов, Фетисов и Хозин — арендует участок 850 дес. по смежеству с переселенцами-молоканами и духоборами.
5. Одна семья в число 6 душ гр. Вакуленко выбыла в июне 1923 г. из коммуны на родину в Украину.
6. Один человек умер в октябре 1923 г. Один человек—гр. Блас — по болезни выбыл в октябре 1923 г. в Америку; жена его за развратное поведение была исключена из коммуны постановлением общего собрания и проживает ныне на родине в с. Поливенке Ставропольской губ.
7. Один человек — гр. Соврасов — исключен из коммуны в ноябре месяце, также за развратное поведение и за воровство (ныне состоит под судом).
8. Один человек — гр. Кобцов — выбыл из коммуны в ноябре 1923 г. по болезни на родину в Белоруссию.
9. Одна семья в две души гр. Лихан выбыла также по болезни в ноябре 1923 г. на родину жены гр. Лихана в с. Сысоевку Ставропольской губ.
10. Один человек — гр. Каютенко — выбыл в декабре 1923 г. в г. Армавир, где занялся коммерческими делами.
11. Одна семья гр. Лукашенко в составе 4 душ выбыла из коммуны в феврале 1924 г.; причина выхода — плохой климат, несогласие с режимом коммуны и тяга к индивидуальному хозяйству; временно остался на участке 38, затем собирается выехать на родину в Сибирь.
12. Одна семья гр. Соврасова с сыном Яковенко выбыла также в феврале месяце 1924 г.; причины ухода те же; остались временно на участке № 38, вошли в кооперативное товарищество "Звезда".
13. Одна семья гр. Горбачева в числе 6 душ выбыла из коммуны также в феврале месяце 1924 г.; причины те же. Гр. Горбачев вошел в состав кооператива "Звезда" и временно остался на участке № 38.
100
14. Одна семья гр. Федора Лукашенко в числе 2 душ выбыла в феврале 1923 г.; причины ухода из коммуны те же, временно осталась на участке № 38; семья вошла в состав кооператива "Звезда", но предполагает перебраться в какой-нибудь город на заработки.
Таким образом, из состава коммуны разновременно выбыло 54 души.
Основная причина ухода очень многих членов — это неудачный выбор участка для поселения коммуны. Участок был выбран представителем коммуны гр. Каютенко и другими, совершенно не знакомыми с сельским хозяйством. Занятый коммуной участок № 38 в Западном коннозаводстве совершенно не пригоден для широкого и исключительно зернового хозяйства и годен лишь для смешанного хозяйства скотоводческого и зернового с преимущественным использованием под скотоводство. Далее, на участке почти отсутствуют жилые постройки, а возведение новых требует времени и в современных условиях больших средств. Кроме того, соседство заболоченной речки Егорлыка является рассадником малярии, которой переболели почти все члены коммуны и их семьи. Страх перед этой болезнью, каковая при отсутствии медицинской помощи в районе может иметь очень плохие последствия (есть случаи смерти и осложнения в виде паралича), является также одной из главных причин ухода из коммуны. Затем, участок удален от станции железной дороги и при отсутствии устроенных дорог в весеннюю и осеннюю распутицу совершенно оторван от железнодорожной магистрали. Затем, многие члены коммуны воспользовались организацией лишь в целях более дешевого и упрощенного переезда из Америки в Россию, почему такие граждане тотчас по приезде выбыли или на родину в различные части Союза республик, или присоединились к единоверцам - молоканам и духоборам, или же занялись своими личными делами, коммерцией и проч. Такие члены, по-видимому, еще в Америке в момент записи в коммуну уже имели определенное решение использовать организацию коммуны лишь для переезда в Россию и отнюдь не думали работать в составе коммуны.
Кроме того, в составе коммуны имелись члены, которые никогда не занимались сельским хозяйством и никогда не жили в условиях деревни. Такие члены не могли долго мириться с неприглядными условиями сельской жизни, и в особенности в полудиких степях Западного коннозаводства, и быстро испарились из коммуны. Такова группа рабочих из г. Ванкувера, образовавших коммуну "Америка", а затем рассыпавшихся по Союзу Республик.
Наконец, последней причиной являлось отсутствие у некоторых членов убеждения в возможности и целесообразности коммунального ведения хозяйства. Такие члены имеют определенное желание перейти на индивидуальное хозяйство каждой семьи в отдельности.
Только при выходе в одно время большой группы в 16 чел. в декабре месяце 1922 г. был произведен раздел имущества, принадлежащего коммуне между остающейся в коммуне "Калифорния" группой и группой, ушедшей в Кубано-Черноморскую обл. и образовавшей
101
коммуну "Америка". Эта последняя группа при разделе получила 2/3 всего имущества, вывезенного коммуной, первой группой ее, из Америки.
Всем остальным членам коммуны при индивидуальном выходе их из коммуны выдавалось лишь принадлежащее им лично имущество (платье, белье и проч.) согласно уставу коммуны, а также деньги для проезда до Москвы или до родины в пределах СССР, а также продукты, потребные на срок их поездок.
Весь инвентарь и коммунальное имущество, оставшееся после первого раздела, а также и привезенное из Америки следующими группами, прибывшими в коммуну, осталось полностью в коммуне и перевезено на новый участок в Ростовском окр. в бывший совхоз агро-отдела Северо-Кавказского облпотребсоюза (бывшее имение Чуркеса и др.).
Всего переехало на новый участок 21 чел. Эта группа и составляет твердое основное ядро коммуны. На новом участке коммуной принята [в] число ее членов одна семья в составе 3 душ из бывших рабочих Северо-Кавказского облпотребсоюза. Таким образом, к моменту обследования в коммуне состояло всего 24 души, из них мужчин — 12, женщин — 5 и детей — 7.
Из вывезенного из Америки инвентаря и имущества в коммуне состоит: 1) молотилки "Роллей" — 1 шт.; 2) сноповязалки "Джандери" и "Мак-Корник" — 2; 3) жатка-элеватор "Гедери" и "Мак-Кормик" — 1;
Л\_____________... "ТТ.----------" „ "X Я---\Г---_ Л. С\ тп^^п .^..ит
н) сенокосилки ^о,лчалдср*1 и iviaK-ivvjjjiviwiv -1 раили tvv^nnjoi^
3; 6) тракторы "Вест" — 1; 7) тракторы "Фордзон" — 2; 8) плуг шестилемешный дисковый — 1; 9) плуг двухлемешный для "Фордзона" — 2; 10) плуг однолемешный для "Фордзона" — 3; 11) плуги ручные — 2; 12) телеги — 2; 13) культиватор кукурузный — 1; 14) сеялка кукурузная — 1; 15) сеялки рядовые (двенадцатирядные) — 2; 16) автомобили грузовые "Форд"— 2; 17) бороны дисковые — 2; 18) бороны "Зиг-заг" — 5; 19) бороны деревянные — 5.
Кроме того, имеется полный набор запасных частей, слесарных, кузнечных и столярных инструментов, необходимых для починки всех сельскохозяйственных машин и орудий коммуны.
Затем, в коммуне имеется достаточное количество для оборудования кухни и столовой посуды и другого коммунального имущества.
Коммуной приобретено за наличный расчет от Северо-Кавказского облпотребсоюза следующие инвентарь и имущество бывшего совхоза: 1) веялка — 1 шт.; 2) железо кровельное — 10 пуд. 20 ф.; 3) железо обручное — 10 ф.; 4) железо сортовое — 16 пуд.; 5) железо шинное — 6 пуд. 35 ф.; 6) бензолу — 82 пуд.; 7) товар черный — 4 пуд. 25 ф.; 8) товар желтый — 15 ф.
Кроме того, коммуной приобретено в кредит от Северо-Кавказского облпотребсоюза следующее имущество: 1) жатки-крылатки — 1 шт.; 2) жатки-сноповязалки — 3 шт.; 3) молотилка кукурузная — 1; 4) борон железных "Зиг-заг" — 9; 5) культиваторов — 2; 6) домкрат — 1; 7) форсунка — 1; 8) ремень из верблюжьей шерсти (34 арш. х 6,5
102
вершков)— 1; 9) дроги ломовые — 2; 10) сбруя разная (подержанная); 11) кос ручных — 1; 12) сеток для соломы — 2; 13) бочек деревянных разных — 38; 14) бочек железных разных -— 5; 15) бочек железных 40-ведерных — 2; 16) кадок деревянных — 10; 17) бетонов железных — 10; 18) ведер железных — 14; 19) замков железных — 20; 20) котел чугунный — 1; 21) ведро мерное — 1; 22) кварта8* железная — 2; 23) полукварт — 1; 24) бак эмалированный — 1; 25) котлов железных — 3; 26) куб из оцинкованного железа — 1; 27) чугунок разных — 4; 28) путы железные — 6; 29) различный слесарный, кузнечный и стошжрный инструмент.
А всего на сумму 815 руб. 37 коп.
Срок уплаты по векселю — 1 июня 1924 г.
На бывшем в пользовании коммуны участке в Западном коннозаводстве приобретен разновременно за наличный растет и перевезен на новый участок в бывший совхоз Северо-Кавказского облнотреб-союза следующий живой инвентарь: 1) лошади — 4 шт.9*; 2) коров — 7; 3) телят — 3; 4) свиньи взрослые — 6; 5) свиньи молодняк — 6; 6) поросята — 38; 7) овцы — 23.
Приобретен коммуной от Северо-Кавказского облпотребсоюза следующий инвентарь: 1) быков рабочих — 12 шт.; 2) лошадей — 10; 3) жеребят — 3; 4) коров— 15; 5) телят— 13; 6) бугай — 1; 7) овец — 62; 8) коз — 35; 9) кабанов — 16; 10) свиней-маток — 21; 11.) поросят — 28.
А всего на сумму 5872 руб. 50 коп.
Срок уплаты — 1 июня 1924 г.
На вновь занятом коммуной участке имеются следующие постройки:
1) жилой дом саманный, обложен кирпичом, крыша из оцинкованного железа, 4 комнаты с кухней, верандой и передней, общая площадь 500 кв. арш.;
2) кухня саманная, обложенная кирпичом, соломенная крыша, приспособленная под жилое помещение из двух комнат, общая площадь 85 KBi арш.;
3) кухня кирпичная с железной крышей, приспособленная под жилое помещение из двух комнат, при кухне помещение под кузницы, общая площадь всего помещения 176 кв. арш.;
4) погреб кирпичный с черепичной крышей, кирпичным полом и деревянным потолком, общая площадь 70 кв. арш.;
5) погреб кирпичный, крытый камышом, общая площадь 24 кв. арш.;
6) сарай кирпичный, крытый черепицей с двумя кирпичными закромами, в нем мельница в один постав10*, общая площадь 230 кв. арш.;
7) сарай кирпичный, крытый черепицей с одним кирпичным закромом, в нем двигатель для мельницы в 10 лошадиных сил;
8) амбар деревянный с железной крышей с семью закромами, с трех сторон к амбару прилегает навес для инвентаря, крытый железом, общая площадь амбара 272 кв. арш., навес — 250 кв. арш.;
103
9) конюшня деревянная, крытая камышом, с тремя пристройками, общая площадь 325 кв. арш.;
10) коровник кирпичный, крытый камышом, с двумя кладовыми для корма, общая площадь 264 кв. арш.;
11) свинарник деревянный, крытый камышом, общая площадь 67 кв. арш.;
12) сарай кирпичный, крытый черепицей, площадь 408 кв. арш. Кроме того, на участке имеется отдельно стоящий жилой дом
саманный, обложен кирпичом, крытый черепицей, из двух комнат, с кухней и передней, общая площадь 300 кв. арш. Этот дом, а также часть прочих жилых помещений заняты бывшими служащими и рабочими совхоза Северо-Кавказского облпотребсоюза, а ныне уволенными.
По приемке совхоза управлением госземимуществ от Северо-Кавказского облпотребсоюза и по передаче такого коммуне "Калифорния" эти постройки должны быть очищены от посторонних пользователей в срочном порядке, так как помещения нужны для хозяйства коммуны.
Помимо построек, принадлежащих совхозу, на участке имеются пять жилых домов, построенных самовольно и занятых посторонними к совхозу гражданами.
Все дома саманные, за исключением одного, весьма ветхие. Двое граждан — Бережнов и Бердников — занимают лишь жилые помещения, построенные ими на землях совхоза, и хозяйство не ведут. Граждане братья Старковы и Данилочкин кроме площади под усадьбой самовольно пользуются еще небольшой площадью под пахотой, выпасом и сенокосом. Никто из указанных граждан не имеет разрешения земельных и прочих органов на занятие участков на землях совхоза, потому как самозахватчики подлежат выдворению. На землях совхоза коммуны имеется пять колодцев, из них четыре при усадьбе, один на огороде и две бетонных цистерны для дождевой воды.
При усадьбе имеется небольшой сад с 10 фруктовыми деревьями.
Совхоз Северо-Кавказского облпотребсоюза почти полностью ликвидирован; рабочие и служащие уволены, заработная плата уплачена полностью, принадлежащий Северо-Кавказскому облпотребсоюзу инвентарь частью продан коммуне "Калифорния", частью другим лицам и организациям и частью переводится в совхоз Северо-Кавказского облпотребсоюза "III Интернационал" в Кубано-Ченоморскую обл.
Все документы, ведомости и проч. для сдачи совхоза Северо-Кавказским облпотребсоюзом управлению госземимуществ, а затем последним коммуне "Калифорния", конторой совхоза уже изготовлены.
Сдача задерживается неприбытием представителя Донского облземуправления для приемки и сдачи, несмотря на неоднократные извещения конторой совхоза, что совхоз готов к сдаче.
В делах совхоза имеются акты на переданные в 1923 г. Северо-Кавказскому облпотребсоюзу инвентарь, постройки и проч. совхоза и принадлежащее государству, как госземимущества.
Необходимо срочно выслать комиссию Донского облземуправления для приемки совхоза от Северо-Кавказского облпотребсоюза и передаче его коммуне "Калифорния", так как присутствие в совхозе посторонних коммуне лиц мешает в сильной степени наладить хозяйство коммуны, кроме того почти невозможен надзор для предотвращения краж инвентаря, частей машин и имущества.
Общая площадь совхоза — 1300 дес, и площадь построек вполне удовлетворяет потребности коммуны. Только по прибытии из Америки всех ожидаемых 27 семей из Сан-Франциско — коммуне не хватит жилых помещений, но так как последняя партия прибудет не ранее 1925 г., то к тому времени помещения могут быть построены.
Из Америки, судя по протоколам части коммуны, находящейся в Сан-Франциско, ожидается прибытие в Россию в коммуну "Калифорния" группы холостых членов в 15 чел. Эта группа явится большой поддержкой для коммуны, так как в настоящее время она ощущает большой недостаток в рабочей силе для использования полностью всего инвентаря и площади совхоза, почему вынуждено временно прибегнуть к наемному труду (нанято на весенний сезон трое рабочих).
Приезду больших групп из Америки в коммуну, судя опять-таки по протоколам и письмам из Америки, мешает провокационная информация некоторых выбывших из коммуны бывших членов — Соврасова, Лукашенко и др. - о положении коммуны и Советской России.
В Америке даже сомневаются, существует ли в данное время коммуна "Калифорния", так как их информировали, что таковая вовсе развалилась и члены распылились по всему Союзу Республик.
Необходимо через Комиссию СТО по иммиграции информировать оставшихся в Сан-Франциско членов коммуны о том, что коммуна в настоящее время существует, оставшиеся члены коммуны представляют сплоченное ядро, твердо выполняющие задачи и коммунальный устав, намеченные при организации коммуны в Америке.
В связи с тем, что участок представляет из себя исключительно удобные и плодородные земли, что через него проходит полотно железной дороги, станция в четырех верстах от усадеб коммуны, климат здоровый и весь участок представляет культурный вид, моральное состояние коммуны значительно повысилось, вера в благоприятный результат их работ крепнет и нет ни малейшего желания ни одного члена коммуны при данных условиях уйти из коммуны.
Необходимо, чтобы комиссия СТО путем правильной информации содействовала бы скорейшему прибытию из Америки оставшихся там членов коммуны, а также направила и другие группы иммигрантов, так как в коммуне ощущается большой недостаток в рабочей силе.
Коммуной "Калифорния" было засеяно на участке в Западном коннозаводстве 70 дес. озимой пшеницы.
На новом участке куплено коммуной от совхоза посева: 40 дес. озимой пшеницы и 7 дес. ржи, а также 200 дес. зяби.
Всю зяблевую вспашку в 200 дес. коммуна в 1924 г. предполагает засеять пшеницей; кроме того предполагает в этом же году вспахать и засеять: 1) овса - 30 дес; 2) ячменя - 40; 3) кукурузы - 10; 4) люцерны - 10; 5) огород и бахча - 5 дес.
105
104
Семена для посева имеются в достаточном количестве, зерно очищено и подготовлено для посева. Ощущается незначительный недостаток лишь в огородных семенах.
Заведующий подотделом госземимуществ Звонарев
РГАЭ.Ф.478.0п.7.Д.2184Л.2-7. Подлинник.
Датируется по сопроводительному письму. 2* В других документах — Чуркста (РГАЭ.Ф.478.0п.7.Д.2184Л.8-8об.) 3* Так в документе.
4* Не публикуется, см.: РГАЭ Ф.478.0п.7Д.2184.Л.8-9. 5* Дата договора и номер в тексте пропущены. 6* Так в документе.
7* В тексте документа здесь и далее — духоборцы.
8* Кварта — мера жидкостей, штоф, кружка, 1/8 или 1110 часть ведра.
9* Так в документе.
"'* Постав — пара мельничных жерновов, один из которых неподвижен, а другой вращается вокруг него.
№47
Письмо директора-распорядителя смешанного акционерного Русского общества торговли (Русот60) заместителю наркома внешней торговли В. А. Аванесову с предложением организовать в Нью-Йорке Русско-американское торговое общество для закупки и продажи товаров в США и СССР
23 июня 1924 г.
Русоту представляется реальная возможность завязать торговые сношения с группой американских банков: "Chase National Bank", "Union Trast Co", "American Chamber of Commerce". Группа эта предлагает Русоту вступить с нею в договорные сношения для совместной работы. Во главе этих банков стоит "Chase National Bank", крупное кредитное учреждение, которое первым отозвалось на возможность кредитовать хлопковые операции покойного В. П. Ногина61 в Америке. Группу эту, помимо отзывов о работе Русота, привлекает положение его, как смешанного общества, ибо в начале устанавливающейся торговой деятельности Америки и СССР им приходится считаться со значительной оппозицией и рутиной в отношениях американских коммерческих кругов к СССР, и поэтому смешанная форма нашего общества рассматривается ими как наиболее подходящая для совместной работы. Основанием соглашения между американской и русской сторонами может служить взаимное представительство по продаже и покупке товаров в Америке и СССР. С этой целью означенная группа предлагает организацию за свой счет в Нью-Йорке Русско-американского торгового общества либо какой-нибудь другой формы совместной организации, что выявится при более конкретных переговорах. По наведенным справкам, возможности этой группы в Америке весьма велики. Из предметов импорта в Россию их интересует продажа хлоп
106
ка, машин и технических материалов для нужд нефтяной, угольной и горнозаводской промышленности. Весь этот импорт будет дан на льготных кредитных условиях. Как экспорт их интересуют меха, ковры и др.
Означенная группа находится в тесной связи с крупнейшими американскими торговыми и промышленными фирмами и как крупная финансовая величина может иметь как для Русота, так и для торговли СССР крупное значение. Прошу Вас дать мне надлежащие инструкции по поводу этого предложения, то есть продолжать ли переговоры и если продолжать, то в какой плоскости. В случае Вашего благоприятного отзыва по этому вопросу считаю нужным командировать в Америку нашего представителя для конкретных переговоров.
При сем прилагаю: 1) переведенный с английского меморандум означенной американской группы;
2) перевод двух телеграмм, посланных нашему представителю по поводу переговоров.
С совершенным почтением*
* Подпись неразборчива.
Приложение 1.
Меморандум группы американских банков
о возможности кредитования продажи американских товаров „ ппг^и .. __, „ r^frr> „ ти л
о v. v.. V У i 1 I. Ill J / < }Jl tl.» V V V i о v 111 / 1
7 июня 1924 г. Перевод с английского. В соответствии с неоднократными переговорами и совещаниями о возможности организации совместной работы американской группы, коей я уполномочен, и Русского общества торговли (Москва) по вывозу русского сырья и размещения такового на американском рынке, а равно и по ввозу и продаже американских товаров в России, препровождаю настоящий меморандум, содержащий общий взгляд на это дело и возможность его развития*. Если мы поняли Вас правильно, Ваша организация хотя и состоит под контролем Внешторга, но она тем не менее совершенно свободна и самостоятельна в ведении своих дел и в своих решениях. Это обстоятельство для нас весьма существенно, ибо желательно избегать волокиты и затяжек при деловых операциях, которые Ваша организация будет совершать в Америке. Наши банковые и промышленные связи дают нам возможность получить выдающиеся представительства на Россию, которые в довоенное время имели широкий сбыт в России. Некоторые из товаров, о которых может идти речь, производятся исключительно в Америке, как, например, технический материал для нефтяной, горной промышленности и т. д. Равным образом мы можем организовать кредиты с тем, чтобы облегчить сбыт американских товаров в России. Однако мы должны теперь же указать на то, что такие кредиты должны быть на первое время гарантированы Государственным банком до тех пор, пока фактическая работа и
107
взаимная деятельность не установят таких условии, которые сами по себе могут служить достаточной гарантией.
Мы находимся в особо благоприятных условиях по отношению к хлопку. Мы уверены, что цены и условия, которыми Русот будет пользоваться при нашем содействии, дадут нам весьма существенные выгоды. Это даст Русоту возможность использовать прекрасное посредничество такого мирового авторитета по хлопку, как С. Т. Ревер, 25, Бродстрит, Нью-Йорк. Русот всегда будет иметь возможность легко соперничать с любой другой конкуренцией. Мы указываем далее на то, что мы имеем возможность без труда финансировать русские дела, рассматривая, конечно, каждое дело само по себе, в отдельности. Вообще же мы установим для Русота непосредственную связь с американским финансовым, промышленным, судоходным миром, что даст возможность Русоту в скором будущем быть признанным у нас институтом для сношений с нынешней Россией. Благодаря нашим связям и организациям, мы имеем возможность обеспечить за русскими товарами наилучший сбыт в Америке и по лучшим ценам. Нам известна также возможность закупки некоторых русских товаров, как то: меха, щетина и т. д. в России до отправки их в Америку. На обязанности Русот будет лежать ведение всего дела в России. Русот принимает и проводит в России наши представительства, получает заказы, лицензии на ввоз и устанавливает условия платежа. Затем Русот должен будет организовать вывоз товаров из России.
0/,1,/Л1,1ипл,« г»тт*т олгппшвипй \eo^vTi\i QXfPnHi'aurvna Т* ПУГГ1ГПН
\_* bllU JUUllfAt^lvi fJ^JLJl Wl лишении lVJ4*^rv^jr umVJ/IllXUliv.^u.. •.^ jf- j--------
сторонами может служить взаимное представительство или другие условия, достижение коих не представит затруднений, если будет приступлено к конкретным переговорам. Приходится очень серьезно считаться со значительной оппозицией и подозрительностью коммерческих кругов Америки по отношению к России. Понятно, что финансовые деловые круги, привыкшие к известной рутине, не могут входить в деловые сношения с Россией на тех же основаниях, которые применялись бы ими по отношению к странам, где финансовые и другие учреждения схожи с их собственными. Поэтому ясно, что нужно взыскать2* солидный и практичный путь для начала американского дела, и лишь после этого можно ожидать того, что Америка может представить России кредит в самом широком размере. Для нас ясно, что в настоящее время Россия нуждается в наличных средствах и что всякое коммерческое предприятие весьма нуждается в кредите. Однако напрасно будет ожидать содействия Америки в смысле кредита, если не будет абсолютной уверенности в обеспеченности не только выгод, но и отсутствии риска для самого капитала. Совместные с нами работы такого учреждения, как Русот, весьма существенны. Это содействие может быть достигнуто, если Русот будет связан с соответствующим учреждением в Америке и, с другой стороны, если американская сторона будет иметь своих представителей в Москве при Русот. Это может послужить к тому, что через короткое время Русот будет признан единственным посредником по установлению коммерческих и банковских трансакций3*.
108
Приложение 2.
Телеграммы группы американских банков представителю акционерного общества Русское общество торговли в СССР о ведении переговоров об условиях создания смешанного общества торговли
15 мая 1924 г. Перевод с английского. Понимаем ли мы правильно, что если предложение будет принято, то мы явимся представителями правительства СССР хотя бы не непосредственно. Если так, то дело не подходит. Вы не должны допускать ошибки в этом существенном пункте и выяснить его точно с русской стороной.
19 мая 1924 г. Перевод с английского. В окончательный ответ на вашу № 5944* ожидайте наше подробное письмо с инструкциями. Инструкции не должны быть нарушены. Включена ли Канада? Мы предпочли бы, если предложение будет принято. Подтверждаем: учреждение нашего представительства желательно в возможно скором будущем. Никаких обязательств не выдавайте впредь до подписания договора.
РГАЭ Ф 413 On 2. Д. 12.ЧЯ.Л.38-40. Подлинник. Л.41-42. Копии.
* Так в документе. 2* Так в документе.
3* Трансакция — соглашение, сопровождающееся взаимными уступками, или банковская
операция, перевод денежных средств (в том числе и за границу) для каких-либо целей. 4' Телеграмма в деле отсутствует.
№48
Письмо подотдела англо-романских стран Наркомата иностранных дел СССР наркому внешней торговли Л. Б. Красину о выплате компенсации за погибшее на складах железнодорожной компании "Lehigh Valley Railroad" российское военное имущество
12 июля 1924 г. Секретно.
По поручению т. Чичерина, прошу Вашего заключения по следующему делу: в 1916 г. на товарных складах железнодорожной компании "Lehigh Valley Railroad" произошел взрыв. Среди огромного количества погибшего имущества находились также большие партии снарядов и другого военного имущества, принадлежавшего царскому правительству. Собственники погибшего имущества начали судебные процессы против упомянутой выше железнодорожной компании с целью получить
109
компенсацию за потери. Дело тянулось долгое время и наконец высшая судебная инстанция Соединенных Штатов вынесла принципиальное решение, устанавливающее ответственность железнодорожной компании за погибшее имущество. Вследствие этого решения собственники погибшего имущества, за исключением имущества, принадлежащего царскому правительству, получили удовлетворение. В отношении погибшего русского имущества вопрос осложнился потому, что вскоре после взрыва царское правительство было свергнуто. Советское же правительство не признано правительством Соединенных Штатов. Претендентами на компенсацию за это имущество выступили сначала Бахметьев, а после него бывший финансовый агент Угет62, которому он поручил "попечение о русских интересах в Америке" после его ухода. Адвокаты железнодорожной компании все время стараются предотвратить распространение принципиального решения суда по отношению к погибшему имуществу царского правительства, выставляя аргументом то обстоятельство, что царское правительство фактически и как юридическое лицо перестало существовать, существующее же на территории бывшей царской империи советское правительство не признано правительством Соединенных Штатов, а потому не имеет юридического статуса в Соединенных Штатах. Однако Угет, пользуясь тем обстоятельством, что после ухода Бахметьева он был Юзом* признан в качестве попечителя интересов бывшей русской империи, все еще добивается от железнодорожной компании компенсации за погибшее имущество, достигающей до 3 млн долл. Государственный департамент на запрос судебных инстанций о статусе Угета подтвердил, что он действительно после ухода Бахметьева является защитником интересов бывшей царской империи. Адвокат СССР в Соединенных Штатах, Чарльз Рехт, дабы предотвратить судебное решение в пользу Угета, имел совещание с адвокатами железнодорожной компании и предложил нам уполномочить его вмешаться в это дело от имени СССР в качестве третьего лица и совместными с железнодорожной компанией усилиями предотвратить выплату этих денег Угету. Поскольку наши интересы в настоящий момент требуют оттягивания этого дела до момента признания СССР Соединенными Штатами, в чем также заинтересована железнодорожная компания, поскольку этим самым откладывается на неопределенное время выплата ею трехмиллионной суммы, которую ей раньше или позже придется выплатить, так как вопрос в принципе решен, НКИД разрешил Рехту вмешаться в это дело, поставив, однако, условием, что это вмешательство не должно повлечь за собой для СССР несения судебных расходов. В настоящее время НКИД получил от Рехта письмо, в копии при сем прилагаемое2*, в котором пишет, что он готов взять на себя ведение дела от имени СССР без всяких расходов для последнего, однако предлагает в виде компенсации уплатить ему из денег, кои ему удастся сохранить, путем ли соглашения, окончательного ли судебного решения или каким-либо другим образом определенную сумму, "которая может быть присуждена Ассоциацией адвокатов Нью-Йорка, согласно предъявленному счету", причем эта сумма не должна включать фактически
по
произведенных им в связи с ведением дела расходов. НКИД считает возможным отчислить Рехту в виде гонорара определенный процент из суммы, которая будет получена правительством СССР в результате выигрыша дела. Однако НКИД полагает, что процент отчисления должен быть теперь же установлен нами, а не какими бы то ни было ассоциациями и, кроме того, что фактические расходы Рехта должны производиться им за его счет и быть включены в ту сумму, которую он эвентуально-1*, в случае успешного окончания дела, получит. Прошу Вас, ввиду вышеизложенного, сообщить, какой процент Вы считали бы целесообразным предложить Рехту за ведение этого дела и в случае завершения дела в нашу пользу.
С коммунистическим приветом зав. подотдела англо-романских стран С. Каган
РГАЭ. Ф 413. On. 2. Д. 1S47. Л. 14-15. Подлинник.
На первом листе письма резолюция Л. Б. Красина: "Сообщить мое мнение: Рехту можно обещать до 20% суммы чистой нашей выручки по этому делу, причем в эту сумму должны входить и все его расходы, которые он понесет в связи с этим делом. Красин."
* Юз — государственный секретарь США.
2* Не публикуется , см.: РГАЭ.Ф.413.0п.2Д.1847Л.1б.
3* Эвентуальный — возможный при соответствующих условиях, при некоторых об-
№49
Постановление Постоянной комиссии СТО СССР по сельскохозяйственной и промышленной иммиграции о групповой и единоличной сельскохозяйственной иммиграции и реэмиграции из Северной Америки (Соединенных Штатов и Канады)
8 сентября 1924 г.
1. Единоличная иммиграция и реэмиграция.
1. Единоличная сельскохозяйственная иммиграция и реэмиграция в губернии малоземельные допускаются лишь исключительно при наличии у иммигрантов и реэмигрантов семейных связей в соответствующих земельных обществах и, кроме того, при соблюдении следующих условий:
а) принятия иммигрантов и реэмигрантов земельными обществами в свой состав в порядке ст. 46 Земельного Кодекса РСФСР и
б) наличия разрешения на вселение от местных органов власти.
2. В районы многоземельные единоличная сельскохозяйственная иммиграция и реэмиграция допускаются и при отсутствии семейных связей у иммигрантов и реэмигрантов в этих районах, но при соблюдении остальных двух указанных в ст. 1 п. "а" и "б" условий.
ill
II. Групповая иммиграция и реэмиграция.
1. На свободный государственный земельный фонд единоличная иммиграция и реэмиграция не допускаются. Непременным условием допуска на этот фонд считать организацию иммигрантов и реэмигрантов в коллективы: коммуны, артели и кооперативные сельскохозяйственные или переселенческие товарищества, по существующим в СССР уставам.
Примечание: В вырабатываемый Наркомземом РСФСР устав переселенческого товарищества ввести Особые пункты, предусматривающие особые условия переселения из Северной Америки в СССР и дающие возможность иммигрантам и реэмигрантам организовать товарищества еще до выезда их из Северной Америки, не вступая в противоречие с местными законами о кооперации.
2. Обязательным условием групповой иммиграции и реэмиграции считать наличие средств, необходимых для переселения в СССР и организации образцового, а в засушливых районах Поволжья и Северного Кавказа, кроме того, и машинного хозяйства, способного к борьбе с неблагоприятными климатическими условиями.
3. Земельные участки предоставляются иммигрантским и реэмиг-рантским коллективам исключительно по договорам, в которых устанавливаются условия предоставления земли: показательность, системы, типы и сроки развертывания хозяйства и т. п.
4. Возложить на Центральное бюро Общества технической помощи СССР в Северной Америке оказание иммигрантам и реэмигрантам, переселяющимся в СССР, содействие в организации ими коллективов и товариществ, а также и наблюдение за тем, чтобы переселяющиеся в СССР коллективы были в полной мере обеспечены необходимыми средствами.
5. Информирование через Центральное бюро Общества технической помощи СССР иммигрантских и реэмигрантских коллективов об естественных и экономических условиях тех районов, куда допускаются организованная иммиграция и реэмиграция, а также об условиях и порядке переселения.
6. Поручить Наркомзему РСФСР установить районы желательного поселения иммигрантских и реэмигрантских коллективов и составить описание этих районов, с указанием размеров и характера отводимых для иммигрантов и реэмигрантов хозяйств.
7. Считать необходимым предварительное ходатайство2* уполномоченных от иммигрантских и реэмигрантских коллективов лиц для осмотра земельных участков и заключения договора на их пользование.
Настоящее постановление утверждено на заседании Комиссии СТО от 8 сентября 1924 г., причем было постановлено:
а) поручить подкомиссии т. Большакова на основе вышеприведенных принципов выработать соглашение комиссии СТО и Наркомзема РСФСР о выделении особого земфонда для иммиграции и реэмиграции из состава колонизационного фонда в Поволжье и на Северном Кавказе;
б) означенной подкомиссии поручить также выработать инструкцию для Центрального бюро Общества технической помощи СССР по проведению организации вышеуказанных коллективов и по отправке их в СССР;
в) просить Наркомзем РСФСР представить в комиссию СТО устав переселенческого товарищества и естественное и экономическое описание отводимых земельных участков.
РГАЭ. Ф. 478. On. 7. Д. 2140. Л. 34-34 об. Копия.
* Датируется по содержанию документа. 2* В тексте документа — ходачество.
№ 50
Из заявления наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина по поводу выступления государственного секретаря США Юза
26 сентября 1924 г."
В беседе с представителем советской печати г-н Чичерин высказал следующие соображения по поводу последнего выступления Юза против СССР.
— Еще раз американский статс-секретарь г-н Юз выступил с декларацией2*, направленной против возобновления сношений с СССР. Это последнее выступление г-на Юза является достойным увенчанием его политики последних недель, в течение которых он и в его лице представленное им правое крыло американской республиканской партии неуклонно действуют как главная сила мировой реакции и мирового империализма в борьбе против колониальных народов и прямо или косвенно против Советской республики. В целом ряде последовательных деклараций, с которыми г-н Юз выступал против Советской республики3* за время своего пребывания у власти, его аргументы менялись, но его неутолимая вражда против Рабоче-Крестьянской республики оставалась неизменной. Вначале его главным аргументом было утверждение, что якобы в хозяйственном отношении Советская республика представляет пустое место. Развитие нашего вывоза, и в частности наш хлебоэкспорт, а также ввоз к нам такого, например, сырья, как хлопок, должны были его в этом разубедить. Другие его аргументы первого времени — мнимое отсутствие личной безопасности на советской территории и мнимое отсутствие гарантий жизни и имущества иностранцев — давно опровергнуты самой жизнью, как о том свидетельствовали работники АРА, американские сенаторы, журналисты и другие посетители нашей республики. В последнем дипломатическом документе американского правительства по'этому вопросу, в его ответе на наше предложение начать переговоры4* имеются два аргумента: начатию переговоров мешают декрет об аннулировании долгов и агитация против существующего строя в Америке.
Ссылка г-на Юза на деятельность Коминтерна, за которую он
из
112
возлагает ответственность на советское правительство, является непростительной передержкой и подменой фактов. Разве тот же г-н Юз и разве вообще кто бы то ни было возлагает, например, на Макдональда63 ответственность за все действия II Интернационала, к которому принадлежит партия, стоящая у власти в Англии? Такое же отношение к II Интернационалу существовало и до войны в тот период, когда он действительно вел во многих странах революционную работу и, между прочим, во многих местах вел антимилитаристскую работу в армиях. Между тем уже до войны II Интернационал проникал в состав правительственной власти ряда капиталистических государств. Коммунисты в органах правительства занимаются делами правительства и обслуживают нужды государства, в то время как партийные организации занимаются партийной работой, точно так же как республиканская партия в Америке занимается в органах правительства государственной работой, не ослабляя в то же время своей партийной работы вне правительства. Аналогия тут полная. Только политические невежды могут возражать против этого давно установленного в цивилизованных странах порядка взаимоотношений между партией и государством. Тем более имеет силу эта раздельность коммунистической партии и правительства по отношению к Коминтерну, являющемуся международной организацией, в которой российская партия есть лишь одна из многих ее частей. Именно поэтому всякие попытки приписывать советским государственным органам и их иностранным представителям роль органов Коминтерна являются злостным, заведомым обманом неосведомленной публики. Конечно, рабоче-крестьянское советское правительство выражает волю трудящихся и их партии. В этом его радикальное отличие от находящегося у власти в Америке правого крыла республиканской партии и ее лидера г-на Юза, выражающих волю крупных банкиров и трестов Америки. Но из того, что советское правительство служит интересам трудящихся, а г-н Юз и его правительство служит интересам магнатов капитала, вовсе не следует, что компромисс между этими правительствами невозможен. Наоборот, многочисленные факты говорят за то, что при желании такой компромисс вполне возможен.
Что же касается другого аргумента г-на Юза, касающегося существования декрета РСФСР об аннулировании внешних долгов64, то ведь как раз по этому вопросу наше правительство предлагало американскому правительству начать переговоры с целью достижения соглашения. Разве недавно подписанный с Англией генеральный договор65 не доказывает, что и в этой области возможны между Советским Союзом и другими государствами сделки, выгодные для обеих сторон? Нынешние аргументы г-на Юза так же неосновательны и беспочвенны, как прежние, и доказывают только то, что он во что бы то ни стало хочет проводить по отношению к Советской республике непримиримо враждебную политику. В то время как англо-советский договор впервые ставит отношения между буржуазным государством и Советской республикой на почву равноправия и взаимного допущения противоположных хозяйственных систем, декларация г-на Юза
114
проникнута с начала до конца мыслью о невозможности отношений, основанных на таком базисе, и стремлением уничтожить и стереть с лица земли советский строй. Г-ну Юзу даже в голову не приходит возможность этого равноправия, и поэтому его деятельность в этом вопросе является непрерывным препятствием для компромисса между СССР и Америкой и ложной пропагандой против советского строя. Мы знаем прошлое г-на Юза, и это прошлое объясняет многое. Как защитник интересов банкира Моргана г-н Юз отдал себя в распоряжение известной банковской группы. В кратком очерке биографии г-на Юза, включенном в известную "Историю американского Верховного суда" Майерса, исходной точке адвокатской карьеры г-на Юза дается следующая характеристика: "Он видел, что наибольшим успехом пользуются адвокаты, выступающие в пользу трестов, они становятся богатыми и знаменитыми и делаются влиятельными членами общества; с другой стороны, он не мог не видеть, что те, которые посвящают себя защите бедных и беззащитных и жертв нынешней экономической системы, не только остаются в бедности, но несут на себе определенное клеймо в глазах влиятельных и могущественных людей". Первое крупное адвокатское выступление г-на Юза состоялось в связи с изданием в 1887 г. закона, дающего право Нью-Йорку положить конец варварскому проведению электрическими компаниями проводов в открытом виде на улицах, при чем происходили постоянные несчастья; по этому закону электрические компании обязывались в Нью-Йорке поместить провода под землей. Г-н Юз выступил в пользу некоторых электрических компаний, характеризуя закон 1887 г. как нарушение прав собственности. Однако суд высказался в пользу города Нью-Йорка и в своем приговоре заявил: "Ничто не может оправдать электрические компании, и если они ссылаются на то, что уничтожение этих орудий смерти есть нарушение права собственности, такая ссылка предполагает ту точку зрения, что ничто другое не имеет права на жизнь, кроме этих компаний". Однако одновременно с этими выступлениями г-на Юза один из его ближайших партнеров уже хлопотал о приобретении разрешений на подземные провода. Электрические компании, заблаговременно получившие такие разрешения, составили всесильную монопольную группу, которая в свою очередь была связана с Консолидированным газовым обществом, находившимся под контролем "Стандард ойл" и имевшим в числе своих директоров Рокфеллера. Попав, таким образом, в орбиту Моргана, г-н Юз продолжал в том же направлении, и вторым его громким адвокатским выступлением была борьба за предоставление разрешения пригородной железной дороге Нью-Йорк-Вестчестер—Бостон, находившейся в руках железной дороги Нью-Йорк-Нью-Хейвен-Хартфорд, в которой господствовали Морган и "Стандард ойл". Некоторое время спустя г-н Юз стал адвокатом законодательного комитета, назначенного для расследования деятельности больших обществ страхования жизни. Единственным результатом этого расследования оказалось то, что некоторым финансовым магнатам удалось удалить оттуда других — и, в частности, Морган усилил свою власть над Нью-Йоркским обществом страхования жизни.
115

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.